Снижать качество не наш принцип
Платное образование
журнал (ноябрь 2005г)
Интервью с А.В. Кирьяновым,
ректором НОУ «Международная академия бизнеса»
– Вашей бизнес-школе десять лет. В 1995 году была создана Международная академия бизнеса. Почему она называется международной? Кто Ваши партнеры?
– Академия называется международной, потому что ее учредителями являются Лондонская международная академия бизнеса и Благотворительный фонд «Юнеско «ПА». Теперь о наших зарубежных партнерах. Десять лет назад бизнес-образование в России еще только делало первые шаги, и, конечно, нам приходилось многому учиться у западных коллег, мы активно перенимали их опыт. Нашими партнерами являются такие известные зарубежные бизнес-школы, как: Национальный университет США, Открытый университет Великобритании (наше совместное участие с МИМ ЛИНК), Международный центр обучения менеджменту (Финляндия) и Международная ассоциация бухгалтеров (Великобритания) – тоже совместные проекты с Открытой Школой Бизнеса (г.Санкт-Петербург). Причем в отличие от американской модели бизнес-образования, где упор в обучении делается на лидерство в коллективе или компании на рынке, британский подход предлагает выстраивание долгосрочных отношений со своими клиентами и партнерами, так сказать долгосрочный и качественный бизнес- CRM . И надо сказать, что нам это ближе и мы приверженцы этого направления. Их технологии позволяют проводить многоступенчатый комплекс образовательных программ, в которых органично сочетаются знания из разных профессиональных областей. Эти программы рассчитаны на достаточно длительный срок обучения, и они действительно формируют необходимые профессиональные компетенции менеджера, когда полученные знания превращаются в практические навыки. Значение образовательных технологий в зарубежных программах МВА очень сложно недооценивать и мы многому научились у наших коллег-партнеров.
Однако с самого начала мы выстраивали партнерские отношения не только с западными, но и с ведущими отечественными бизнес-школами, стремились создавать совместные программы, учитывающие все особенности российского предпринимательства. С годами это сотрудничество с партнерами увеличивало не только количество новых совместных программ, но и их качество. Так, например, лучшей школой для нас стало сотрудничество с Международным институтом менеджмента «ЛИНК», который курировал качество учебного процесса в Академии с момента ее основания. МИМ ЛИНК сразу же задал нам очень высокую планку, ниже которой мы уже не могли опускаться. Этот профессиональный кодекс мы вполне усвоили, и сегодня, реализуя широкий спектр своих учебных программ, можем поручиться за их достаточно высокий уровень качества – уж слишком у нас «учителя» хорошие были!
– Об этом свидетельствуют и ваши почетные дипломы и награды.
– Да, мы были приятно удивлены, когда Российский и Московский фонды защиты прав потребителей удостоили Академию и торжественно вручили в Доме Правительства г.Москвы почетный диплом и свидетельство лауреата конкурса в номинациях «Лучшие в Москве» и «Лучшие в России», причем за номером 005! Для нас это очень высокое признание нашей деятельности на рынке бизнес-образования деловым сообществом, т.к. она создана на основе оценки независимых экспертов по исследованию рынка.
Вообще в этом же юбилейном году мы проделали огромную работу. Мы прошли текущую процедуру лицензирования, провели аттестацию и получили государственную аккредитацию в Департаменте образования г.Москвы. Совместно с Департаментом управления персоналом ДУП ОАО «РАО «ЕЭС России» (одного из самых крупных наших заказчиков) была проведена и успешно пройдена корпоративная аккредитация в «РАО «ЕЭС России». Сейчас несколько наших курсов и сама Академия проходит аккредитацию в ООК ЛИНК (Открытом образовательном консорциуме) на соответствие стандартам качества. Новые проекты и программы направляются на рассмотрение нашим учредителям и я надеюсь, что это со временем приведет нас к получению и зарубежной аккредитации.
Конечно, все эти официальные документы свидетельствуют об успешной работе Академии, но при этом для нас не менее важно и ценно мнение наших слушателей и выпускников. Их отзывы стимулируют развитие наших программ и создают имидж и репутацию нашей бизнес-школе. По их рекомендациям к нам обращаются новые клиенты. Однажды мы провели собственное исследование, и выяснили, что у нас очень большая лесенка приверженцев – до 70% процентов слушателей пришли в Академию по рекомендации. Пожалуй, именно тогда мы испытали чувство большой гордости от свою работу.
– Что отличает «Международную академию бизнеса» от других бизнес-школ? Занимаете ли вы особую нишу на рынке бизнес-образования?
– Думаю, что да! Мы разработали и выбрали лишь те программы, которые отвечают требованиям корпоративных клиентов, и сегодня многие компании охотно доверяют нам подготовку своего персонала. Ведь классические и профессиональные программы М BA адресованы достаточно узкому кругу избранных, и по моему мнению на них должны обучаются лишь ведущие менеджеры-практики или состоявшиеся руководители (топ-менеджеры) - т.е. лучшие из лучших. Но компаниям для успешной работы нужно заниматься обучением всех своих сотрудников, чтобы получить слаженную и профессиональную команду, говорящую на одном языке бизнеса. Поэтому так и сложилось, что МВА – для избранных, а львиная доля сотрудников компании - менеджеры линейного или среднего звена, а это растущий кадровый резерв, которым тоже необходимы профессиональные знания и навыки - для них-то как раз качественных программ и не хватает.
Мы создали свой новый проект - корпоративную программу обучения персонала, которая все таки больше учитывает требования компаний, заинтересованных в обучении своих сотрудников любого уровня и по многим направлениям профессиональной подготовки. В частности, она уже прошла аккредитацию в ДУП РАО «ЕЭС Россия» и поэтому мы предлагаем ее к рассмотрению HR -менеджерам и руководителям кадровых служб других холдинговых компаний: МПС, НорНикель и т.д. Наши курсы повышения квалификации выстроены по модульному принципу, в нем представлены четыре основных направления профессиональной подготовки персонала: управление персоналом, маркетинг, менеджмент, финансовый менеджмент. Обучение для подготовки и переподготовки линейного, среднего и высшего менеджмента осуществляется на трех уровнях (управление ресурсами, организацией и управление изменениями). Получается структура, состоящая из трех линеек модулей, которые можно осваивать как «по горизонтали», так и «по вертикали». Любой сотрудник самостоятельно или служба персонала вправе выбрать за него индивидуальную траекторию продвижения. Например, если не хватает знаний из смежных областей – это движение по горизонтали, а если необходим профильный рост – выбирается вертикальная линия. Естественно, возможны и более сложные «комбинированные» маршруты, с учетом задач компании. Все это напоминает игру в «пятнашки», и HR -менеджеры охотно играют в нее со своим персоналом, поскольку такая модель не только открывает свободу для маневра, но и позволяет достаточно быстро и локально достичь качественной подготовки сотрудника для выполнения поставленных задач или его профессионального роста. Конечно, прежде чем создать эти курсы, мы внимательно изучили потребности корпоративных заказчиков. И теперь предлагая свое сотрудничество всем компаниям - мы готовы вместе с ними совершенствовать наши курсы под их профиль бизнеса и при этом постоянно улучшать их качество. Это позволяет нам утверждать о востребованности и спросе программ на корпоративном рынке.
– Вы отметили, что, создавая курсы, ориентировались в первую очередь на запросы ваших клиентов и на государственные стандарты. Как Вы считаете, существует ли сама потребность в госстандартах, коль скоро бизнес-школы самостоятельно гарантируют качество учебных программ, и главную оценку им выносят слушатели?
– Дело в том, что по окончании любого учебного курса выдается официальный документ, подтверждающий квалификацию специалиста. Поэтому любые образовательные программы, в том числе и наши, учитывают требования и госстандартов, при этом проходят соответствующие процедуры лицензирования и аккредитации.
Однако при корпоративном обучении совсем необязательно, чтобы каждый сотрудник освоил программу в полном объеме, поэтому так популярны и часто используются краткосрочные формы обучения тренинги и семинары. Мы же предлагаем курсы повышения квалификации, которые модульно выстраиваются в программу, если сотрудник готов пройти часть сегодня – задача им частично, но локально выполнена. Придет время и он сможет пройти по программе и далее, с зачетом этого курса.
Тем не менее, даже когда речь идет о промежуточном варианте подготовки персонала – изучении нескольких модулей, мы предлагаем руководителям служб персонала выдавать слушателям соответствующие профессиональные документы, например, собственного (признаваемые внутри компании) или западного образца, потому что сотрудник прошел обучение и повысил свою квалификацию, а это должно быть документально подтверждено. Иначе личная мотивация снижается: сотрудник старается, учится, а что в итоге? Где «свидетельство» его профессионального роста? По этой же причине мы советуем нашим корпоративным клиентам часть платы за обучение перекладывать на самих слушателей. Пусть речь идет о совсем небольшом взносе, но если человек его сделает сам, то и к учебе он будет относиться гораздо более ответственно. Знаете, такое понятие как «халява» и оно неистребимо в нашем сознании. Многие сотрудники, например, свое обучение рассматривают как бонус к зарплате. И если приходишь на все готовое, что «за все заплачено», значит, можно расслабиться. Начальство что-то решило, так это его выбор, пусть и расхлебывает. А когда человек платит хоть толику, но из собственных денег, он все таки принимает решение обучаться самостоятельно.
Поскольку программа многоступенчатая, то этим соотношением (доля компании и доля сотрудника) можно играть, стимулируя слушателей и повышая их мотивацию к профессиональному росту. Условия могут быть разными так, например, некоторые компании, с которыми мы сотрудничали, при успешном завершении программы компенсировали взносы своих сослуживцев или же сразу повышали их в должности и увеличивали заработную плату. Возможны разные решения, но личный стимул должен быть обязательно, ведь у сотрудника всегда должна быть цель - ради чего учиться по этой программе для этой компании.
– У вас много корпоративных заказчиков. Как вам удается учитывать интересы разных компаний в своих программах? Как осуществляется ваше сотрудничество?
– Чтобы открыть программу корпоративного обучения, необходимы длительные переговоры с заказчиками. Мы не говорим: «Выбирайте из того, что есть». Мы презентуем свои программы, а затем внимательно изучаем потребности клиента, выясняем, чем мы можем быть полезны компании. Дальше возникают вопросы, на которые ищутся совместные ответы: продолжительность, интенсивность обучения, ценовой диапазон, тьюторы и т.д.
В каждой области есть свои нюансы, и мы готовы перерабатывать свой продукт не только под корпоративного заказчика, но и в соответствии с запросами конкретного слушателя. На рынке бизнес-образования нужно быть очень гибким, здесь возможен только один подход – индивидуальный! Сегодня многие компании стремятся создать собственные корпоративные университеты или центры корпоративного обучения. Мы сотрудничали с ОАО «РАО «ЕЭС России», НК «ЮКОС», ГК «АйТи», «Сибинтек», « Bristol - Mayers Scwibb » и многими др. обучая их персонал. Мы видели, как работает Центр корпоративного обучения НК «Юкос», участвуем в работе с образовательными учреждениями компании ОАО «РАО «ЕЭС России». Но пожалуй, самым успешным было наше сотрудничество с компанией «Автомир». Вначале к нам пришли учиться десять членов правления компании, они занимались у разных тьюторов и в разных группах, чтобы составить полное представление об учебном процессе. В результате им понравилась данная система подготовки и технологии - они направили к нам тридцать своих сотрудников. Это было началом корпоративного обучения и нашего сотрудничества. И компания в нас поверила - затем прислала уже около сотни человек. Но мы не имели возможности предоставить нужное количество профессиональных тьюторов, а снижать качество – не наш принцип. Руководители компании «Автомира» с нашими доводами согласились и направили в дальнейшем на обучение в Академию только самых перспективных сотрудников. Но при этом и с нашей помощью, в том числе компания сформировала собственный отдел развития персонала, который возглавили наши коллеги - тьюторы этих программ.
Поэтому, выстраивая долгосрочные деловые отношения с будущими заказчиками, мы стараемся говорить с ними на одном языке. Мы «не беседуем по рекламному буклетику», а стараемся понять, что мы можем дать друг другу. И здесь очень важна открытость и профессионализм обеих сторон.
– А как Вы ищите новых клиентов, как набираете слушателей?
– Мы не навязываемся клиентам в фирмы телефонными звонками или СПАМ-рассылкой. Инвестиции в образование – слишком серьезная вещь, поэтому мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники оставались довольны обучением и могли с чистой совестью рекомендовать нас своим руководителям, коллегам или присылать собственных сотрудников. Это и есть вопросы качества обучения и престижа любой бизнес-школы. Когда мы проводим очередной набор слушателей, то всегда даем возможность нашим потенциальным клиентам прийти на презентацию любого курса, посетить мастер-классы, посмотреть, как работают наши преподаватели и задать им вопросы. Только так можно оценить профессионализм и личную харизму преподавателя, а главное понять, можешь ты чему-нибудь научиться у этого человека или нет. Презентация и мастер классы проводятся бесплатно для всех желающих. Если люди «попробовали товар» и удовлетворены, то впоследствии у них не будет претензий к бизнес-школе. Более того, мы всегда внимательно выслушиваем пожелания клиентов, и если видим, что наша программа им не подходит, что скорее их заинтересует другой курс, то без стеснения об этом говорим. И всегда даем советы – на какие программы обратить внимание, в какие учебные заведения обратиться. Да, возможно клиента мы сейчас потеряем, но он уйдет от нас с благодарностью и потом расскажет своим коллегам, что здесь работают профессионалы, люди честные и компетентные. Самое главное – работать на совесть и дорожить своей репутацией, все остальное приложится и воздастся сторицей.
Хотя, безусловно, существует множество рекламных и маркетинговых технологий, и мы их используем (внимательно изучаем спрос на рынке бизнес-образования, размещаем информацию о себе в Интернете – на порталах или в поисковиках), но это не агрессивная реклама, мы просто даем возможность познакомиться с нашими программами. Основная задача для нас – не обмануть ожидания слушателей. Высокое мнение этих людей о нашей работе – и есть самая лучшая реклама. А в учебном процессе, как известно, мелочей не бывает. Здесь важно абсолютно все – и качество программ и мастерство преподавателей, тьюторское сопровождение, организация обучения, качественный сервис, наконец, техническое оснащение аудиторий. Кстати говоря, аудитории – это первое, что видят потенциальные клиенты, приходя на презентацию программ. Мы оборудовали наши аудитории в духе времени - мультимедийным оборудованием и компьютерами. Стараемся, чтобы в каждой учебной аудитории было стационарное оборудование для более высокого качества обучения. Как говорится, конфетка начинается с фантика, любой товар – с обертки.
– Кто ваши преподаватели?
– Это практикующие специалисты с большим опытом работы, которые прекрасно ориентируются в своей области и знают все тонкости. Конечно, они обладают и очень хорошей теоретической подготовкой, поскольку без нее сделать серьезный курс и передать свои знания другим людям просто невозможно. Многие наши преподаватели прошли обучение на программах МВА и на программах профпереподготовки в различных ВУЗах. Мы имеем дело с очень серьезной и требовательной аудиторией. Это люди, не только получившие одно или два высших образования, но и сумевшие многого достичь на практике. Их интересуют ответы на конкретные вопросы. Поэтому на наших программах особое внимание уделяется постоянным индивидуальным консультациям – тьюторской работе. Приведу конкретный пример. Наши слушатели пишут письменные работы, цель которых – применить полученные теоретические знания в своей практической области, предложить системный подход к решению проблем компании. Таким образом, человек пропускает теорию через себя, и она становится его рабочим инструментом. Преподаватель при этом играет роль консультанта – он помогает разобраться и с теоретическими, и с практическими вопросами. Эту модель мы позаимствовали у наших зарубежных партнеров, однако там существуют особые стандарты: если слушатель отклонился от принятых схем – он получит меньшее количество баллов. А мы не являемся сторонниками «общих рецептов», придерживаемся их, но нам важно разобраться с каждым конкретным случаем и постараться найти лучшее решение. И чем оно оригинальней и перспективней для слушателя – тем лучше. Это же их бизнес, они заинтересованы в результатах и выводах.
Еще один важный момент. С самого начала мы спрашиваем слушателей, с кем бы они хотели заниматься – с тьютором-теоретиком или практиком? Одни заинтересованы в серьезной проработке теоретического материала, им нужно все разложить по полочкам, а других волнуют именно практические вопросы, и мы готовы им предложить соответствующую форму подачи материала.
– В основу ваших программ положены принципы евроменеджмента. А существует ли российский менеджмент?
– Да, мы берем западные технологии, но адаптируем их к нашим российским реалиям рынка. Можете посмотреть наши учебные пособия – в них представлены разработки зарубежных и отечественных авторов, не говоря уже о том, что они полностью соответствует российским образовательным стандартам. Менеджмент определяется через некие базовые понятия, но, анализируя конкретные ситуации, мы даем возможность нашим слушателям применять как отечественные, так и зарубежные схемы, обращаться и к дженералистскому, и к отраслевому подходам. У нас читается курс по психологии управления персоналом. Его разработчики провели немало консультаций с Н R -ами, выпускниками бизнес-школ и обычных вузов, чтобы узнать, какие требования предъявляют слушатели к подаче материала. В результате курс получился уникальный, действительно авторский. Наверное, он в чем-то не соответствует общепринятым стандартам, но ведь должна быть у нас своя индивидуальность. Так, например, учебные ситуации разбираются, как на реальных примерах слушателей, так и на известных кейсах, но и используются видеофрагменты учебного и игрового кино, даже мультфильмы. Слушатели с удовольствием анализируют сцены, «взятые из жизни» для решения проблем в своей компании.
– Вы тесно сотрудничаете с зарубежными бизнес-школами, работающих с дистанционными технологиями. Повлияло ли это на развитие дистанционных форм обучения в вашей Академии?
– Да, конечно, дистанционное направление у нас развито очень хорошо, и мы придаем ему большое значение. Что такое обучение через Интернет, мы узнали десять лет назад, когда впервые участвовали в программе Global MBA Национального университета США. Мы стали активно осваивать интернет-технологии, используя действительно богатейший опыт университета. Но мы не просто заимствовали, а создавали собственные продукты. В 2000 году отделение информационных технологий нашей академии было преобразовано в IT -компанию «Информаб», и ее самая успешная разработка – система «Виртуальный университет», которая обеспечивает учебно-образовательную среду в Интернете. Сегодня эту оболочку используют многие российские вузы, наши коллеги, в том числе и самые авторитетные, такие как, например, Высшая школа экономики или МИРБИС. Не так давно открыли Интернет-магазин, где предлагаем онлайн-курсы повышения квалификации.
В 2001 году «Международная академия бизнеса» учредила Институт открытого бизнес-образования, в котором работают два больших факультета: факультет «Управления бизнесом» и факультет «Практического дизайна», который получил высокую оценку даже у коллег из Высшей школы дизайнеров. Например, наши выпускники по направлению «Дизайн» занимали ведущие места на конкурсах Строгановсвих фестивалях.
Академия, IT -компания «Информаб» и Институт ИнОБО по решению учредителей были объединены в консорциум по развитию «Глобального открытого университета» ( GOU ), и сейчас за рубежом завершается аккредитация нашего представительства. Таким образом, наша Академия выступает в роли организатора международной образовательной корпорации. Это очень масштабный проект, но мы молодые и энергичные люди и привыкли справляться с самой сложной работой.
- При знакомстве с Вашей Академией мы обратили внимание, насколько молодой у Вас коллектив.
Да, действительно мы молодые! В основном все «выросли в родных стенах» и это тоже является нашим конкурентным преимуществом. Мы много сил и времени отдаем своей работе и это сторицей возвращается нам обратно.
Мне хочется, пользуясь случаем, еще раз выразить благодарность всем сотрудникам Академии, всем нашим партнерам, кто работал с нами все эти годы и продолжает работать сейчас.
Отдельно мне хочется поблагодарить своего руководителя и наставника - президента «Международной академии бизнеса» Юрова Сергея Серафимовича, за то большое доверие, которое было оказано мне в руководстве и развитии Академии. Надеюсь, что я оправдал его доверие, ожидания коллектива Академии и всех наших уважаемых клиентов.
|