От образования - к воплощению стратегий, или на чем основано хорошее корпоративное обучение.
careerforum.ru
газета (август 2004г)
Международная Академия Бизнеса
Современный рынок образовательных услуг чем-то напоминает систему быстрого наведения на цель: "программа, корректировка, задача выполнена". Всегда хотелось понять, насколько четко успешные образовательные компании понимают бизнес и проблемы своих клиентов, работа которых строится в условиях жестокой конкуренции. Кроме того, на рынке достаточно курсов, тренингов, программ, рассчитанных на корпоративное обучение, но этими же программами могут воспользоваться и конкуренты, если пожелают.
Как же дистанционироваться от конкурентов, становясь все более сильным на рынке, где скорость изменений слишком высока? Как обеспечить эффективность обучения при разумных затратах? В конце концов, банальная проблема выбора звучит еще более актуально в преддверии осеннего бума на рынке образовательных услуг. Учесть все мнения и взгляды HR-директоров, глав департаментов обучения и развития в компаниях, руководителей отделов по подбору персонала, начальников отдела кадров - непростая задача. На чем основаны лучшие программы корпоративного обучения?
За подробностями мы обратились к Андрею Кучерявому, руководителю отдела по работе с клиентами Международной Академии Бизнеса .
CF: Каким должно быть хорошее корпоративное обучение? Почему руководители по-разному относятся к затратам на него? Какие приоритеты надо выставлять при выборе программы?
А.К.: На мой взгляд, секрет успеха скрыт в принципиальном подходе к корпоративному обучению: он должен быть бескомпромиссно системным. Давно уже стал нормой факт, что любой руководитель в той или иной степени заботится о профессиональном развитии своего персонала. Особая роль в этом отводится HR-отделу компании, "болеющему" за дело, за компанию, за персонал. И поскольку в бизнес-среде постоянно происходят изменения, традиционные методы работы могут не дать результата. Этот факт подтверждается и выводами исследования, проведенного Международной Академией Бизнеса . К слову сказать, оно не было обычным анкетированием. Несмотря на то, что тема корпоративного обучения постоянно обсуждается, присутствует в книгах и деловых журналах, зачастую в ней не звучит ничего конкретного. Общаясь с клиентами, Академия в полной мере понимает степень влияния своей работы на успешность работы специалистов компаний, поэтому нас не могут устраивать предположения, нам нужна точная информация. Мы потратили десятки часов на переговоры с менеджерами, для которых по долгу службы этот вопрос крайне важен. Отчасти это был своеобразный вызов профессионализму Академии, да и дебатов развернулось достаточно. Изначально задача была поставлена так: теория важна, но жизненно необходима практика. Нас в первую очередь интересовали задачи и проблемы, с которыми менеджеры сталкиваются изо дня в день. После анализа всех данных получилась детальная картина, которая легла в основу разработанных нами программ обучения.
CF: Но бизнес не является статичной наукой, он динамично развивается, и, очевидно, нельзя предложить готовые решения для той или иной ситуации. Возможно, даже именно эта точка зрения - отсутствие готового решения - становится отправной. Но тогда задача образовательной структуры состоит не в передаче навыков и знаний, когда-либо полученных, а в формировании стойких творческих навыков и умения решать проблемы. Учитывается ли это в стратегиях ваших клиентов?
А.К.: Правильная стратегия любой успешной компании подразумевает работу с персоналом, построенную на принципах открытого развития: ее сотрудники непрерывно расширяют свои способности, достигая определенных результатов, коллектив свободен в своих устремлениях, люди, работающие в компании, непрерывно учатся - вместе, всем коллективом. Прошли времена, когда успех компании мог базироваться только на авторитете и личностных качествах ее лидера. В условиях быстрого изменения рынка только гибкие, адаптивные и производительные структуры превзойдут других. Но для этого следует учиться, причем на всех уровнях.
CF: "Бескомпромиссно системное обучение" -что это такое?
А.К.: Системность - краеугольный камень в современном подходе к корпоративному обучению. Способность анализировать детали, не теряя цельности задачи, исследовать взаимосвязь между ее структурными составляющими, правильно оценивая причины и следствия, - все это зачастую остается лишь декларируемой частью программы обучения, ничем, увы, не подкрепленной. Одна из ключевых проблем - неумение рассматривать компанию в динамике. Взгляните: мы учимся на своем опыте, принимаем решения на его основе, но непосредственно не испытываем последствия многих из наших наиболее важных решений.
Мы совершаем действия, предназначенные для относительно коротких промежутков времени. Но даже когда рассматриваются краткосрочные процессы в компаниях, о долгосрочных реалиях тоже идет речь. Например, экономия на исследованиях перед запуском проекта, действительно, не требует дополнительных затрат в данный момент, но может оказать серьезное влияние на жизнеспособность проекта. Вот почему так важно, чтобы каждая ступень обучения обеспечивала определенный аспект понимания процесса. А чтобы понимание было всесторонним, необходим полный комплекс. В Академии все программы являются комплексными, многоступенчатыми. В них гармонично сочетаются все дисциплины. Вместе с тем они предоставляют слушателям возможность специализации в соответствии с особенностями их практической деятельности.
Компании развиваются через своих сотрудников, которых обучают. В нашей практике уже стало обычным, когда после прохождения определенной ступени программы за счет компании на следующую ступень или параллельный (дополнительный) курс слушатель идет самостоятельно, почувствовав реальный результат. Непрерывное совершенствование, расширение личного видения, энергичность, терпение и наблюдательность - объективные требования современного рынка.
CF: От чего же зависит в большей степени успех корпоративного обучения?
А.К.: Это комплексная задача, решение которой зависит от сотрудников, руководства, структуры в целом. Заметим, что в то время как все люди имеют способность к обучению, структуры, в которых они должны работать, не всегда отвечают требованию "учиться". Кроме того, люди могут испытывать недостаток информации со стороны руководства как в понимании смысла ситуаций, с которыми они сталкиваются, так и в инструментах или идеях для решения проблем. Компании, которые непрерывно расширяют свои способности, требуют фундаментальных изменений в восприятии сотрудников. Если вы спросите людей о том, что является самым ценным, они ответят вам: "Опыт". Опыт каждого сотрудника компании вливается в опыт самой компании, обогащая и дополняя опыт личности.
Движение к развитию, к получению знаний, к применению их на практике - то, что отличает успешные компании от всех остальных. Обучение, отвечающее реалиям рынка, действительно необходимо, и это понимает любой руководитель. Оно должно быть построено таким образом, чтобы после каждой ступени, пройденной сотрудниками, рождалось желание двигаться дальше. Только таким образом можно добиться устойчивого развития бизнеса, адекватной отдачи персонала, только так можно достигнуть самых смелых высот.
CF: Разве не достаточно просто брать на работу хороших профессионалов? Или, в конце концов, отшлифовывать мастерство команды краткосрочными тренингами?
А.К.: Профессионализм - это не просто набор навыков высокого уровня, он должен быть насущной потребностью личности. Люди с высоким уровнем личного мастерства непрерывно совершенствуются, непрерывно познают. Это бесконечный процесс. Такие люди остро осознают рамки своего уровня, свою некомпетентность, свои области роста, но они глубоко уверены в себе. Парадоксально? Только для того, кто не видит связи "процесс - итог". Обучение влечет за собой развивающееся видение персонала, творческий накал в работе, осознание структурных взаимосвязей и собственного влияния на них.
Хорошее корпоративное обучение должно настраивать и поощрять желание мыслить каждого представителя компании. Если сотрудники способны донести до сообщества собственные мысли и делают это открыто, не боясь критики и используя ее для совершенствования, то именно тогда можно эффективно прививать новые навыки и ставить новые ориентиры. Разве это не является необходимым условием для успешного раз-вития компании?
CF: Насколько важно планировать процесс обучения для всей структуры компании, включая топ-позиции? Какая схема должна быть в идеале?
А.К.: Однозначно следует понимать необходимость вовлечения в процесс корпоративного обучения всей структуры, в том числе и руководства компании или подразделений. Да, безусловно, лидер играет особую роль в компании. Но многие лидеры имеют личное видение, которое априори не может вместить в себя мнений всех сотрудников, способных влиять на компанию в той или иной мере. Для такой совместной работы над "картиной будущего" компании - и сотрудников, и ее руководства -необходимы соответствующие наборы принципов и методик. Без их использования образование, направленное на развитие специалистов компании (равно как и самой компании), не может быть эффективным. Ясное понимание достигается в конструктивном общении, а в результате появляются энтузиазм и жажда действий. Многолетний опыт Академии подтверждает это.
И все же в идеале этого недостаточно: люди должны быть способными действовать вместе. Корпоративное обучение, соответственно, должно быть построено на обучении команды, потому что только в этих условиях обеспечивается навык "думать вместе". Кроме того, налаженные коммуникации в коллективе дают возможность использовать перспективные модели руководства. И не следует забывать, что дальнейшая сопровождающая роль руководства чрезвычайно важна, одна из ее составляющих - учить. Речь не идет о фактическом "обучении", речь идет о создании условий для обучения и развития каждого сотрудника. Руководитель должен вызвать творческое напряжение и управлять им, особенно в период проведения стратегий в жизнь.
CF: Но такой подход требует определенных ресурсов не только от образовательной структуры, но и от клиента? Бизнес - мир постоянного дефицита времени
А.К. Да, конечно. Но всегда можно найти логичный баланс между вложенным и полученным. Обучение всегда построено на балансе: дефицит времени компенсируется гибкостью учебного графика, конкретные профессиональные задачи органично сливаются с инновационной управленческой деятельностью, преподаватель - не "сухарь от науки", он имеет большой практический опыт и великолепные педагогические навыки. Именно сбалансированный и системный подход является основой хорошего корпоративного обучения.
Алиса Светлова
|