БИЗНЕС-ШКОЛА
      МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
      Программы MINI-MBA. Профессиональная сертификация.
Москва, м.Проспект Мира, Протопоповский переулок, дом 9, стр. 1.
8 (495) 925-88-54
Эффективный
менеджмент
Управление
персоналом
Маркетинговое
управление
Управление
финансами
Управление
операциями

Лицензия на образовательную деятельность



Мини-МВА. Версия Международной Академии Бизнеса.

Корпоративные университеты
журнал (осень 2006)

«Нам не надо много. Достаточно самого лучшего» У.Черчиль

В своем интервью во время Саммита Большой Восьмерки Президент Владимир Путин назвал три основных преимущества России как мирового лидера: это ее необыкновенное богатство природными ресурсами, уникальное геополитическое положение как моста между Западом и Востоком, а также креативность ее людей. Безусловно, Россия снова стала играть значительную роль на международной арене, и основным фактором этого процесса является фактор человеческий. Но стремление удерживать позицию заметного международного игрока в новой экономической системе талантов потребует инноваций и лучших практик в сфере управления. Кто сможет воплотить идеи в жизнь так, чтобы они превращались в измеримые, применимые на практике стратегии, помогающие использующим их компаниям привлекать высокоэффективных людей, создавать разноплановую, всеобъемлющую рабочую среду, а также повышать индивидуальную и групповую эффективность по всей компании? Достаточен ли уровень компетенций современных управленцев в России и если нет, то какие образовательные программы способны его повысить?

Обратимся к ситуации на рынке. Среди основных потребителей бизнес-образования эксперты выделяют, прежде всего, средний и крупный бизнес: 70-80% его представителей обращаются к услугам тренинговых компаний. В то же время для малого бизнеса этот показатель тоже вполне оптимистичен - 50%. Большинство слушателей – люди с активной жизненной позицией в возрасте 30-35 лет. Стоимость долгосрочных программ обучения – от четырех до десяти тысяч долларов в год на человека, то есть практически все бизнес-образование в России сосредоточено в дешевом ценовом сегменте. Но если раньше такая ситуация была более или менее приемлема, то сегодня требования к учебным программам звучат серьезнее:
  • Собственный практический опыт,
  • Собственные бизнес-исследования,
  • Современные бизнес-модели,
  • Практическая применимость получаемых знаний.

А это значит, что на смену дешевым программам должны прийти предложения класса «люкс». Аналитики, в частности - агентство DISCOVERY Research Group, отмечают, что в 2005 году объем российского рынка краткосрочного бизнес-образования составил примерно 170-200 млн.$ при ежегодном приросте 25-30%. Казалось бы, это весьма хорошие цифры, однако по сравнению с Европой текущий объем потребления услуг бизнес-образования в России меньше почти в 60 раз: 1,5 и 86 $ на человека в год. Высокий уровень доходов автоматически спровоцирует спрос на более качественные программы и высокий уровень потребления бизнес-образования, что и продемонстрировали 2003-2004 гг, отмеченные взрывным ростом рынка бизнес-образования в Москве. Согласно оценкам DISCOVERY Research Group, к 2016 году его уровень достигнет 1,5 млрд.$. Полная картина развития должна выглядеть следующим образом: компании вкладывают значительные средства в бизнес-подготовку персонала; зарплата сотрудников компаний увеличивается; провайдеры бизнес-образования предлагают более качественные программы; система кредитования долгосрочного бизнес-образования набирает обороты.

Весьма позитивно поступательное развитие отечественного рынка бизнес-образования в целом, активно развивается рынок классических программ МВА , но на их фоне все более заметны программы-спутники: корпоративный МВА и мини-МВА . Это обусловлено объективными тенденциями в изменениях спроса заказчиков обучения (физических и юридических лиц), а также повышением уровня специализации имеющихся бизнес-программ, что свидетельствует об обострившейся конкуренции между образовательными компаниями.

Любая классическая программа МВА имеет:
  • Аккредитованность программы, что подтверждает высокий качественный уровень предлагаемого обучения;
  • Долгосрочность (10 и более месяцев);
  • Высокая стоимость обучения, предполагающая пользование кредитом,
  • Специализация в той или иной области бизнеса, например, в маркетинге, общем менеджменте, производственном менеджменте, логистике и т.п.;
  • Отсутствие возможностей максимальной адаптации к потребностям конкретного Заказчика обучения.
Корпоративная же программа МВА обладает, помимо прочего, следующими параметрами:
  • Высокие стартовые барьеры по разработке и внедрению в практику компании-заказчика;
  • Длительность разработки программы (обычно 1 год и более);
  • Отсутствие аккредитации, что, кстати, не говорит о низком качестве этих программ, а скорее свидетельствует о высокой степени адаптации этих программ под нужды конкретного заказчика;
  • Высокий уровень соответствия программы потребностям компании-заказчика.
Казалось бы, ничего кардинального в сегментации рынка образования не произошло: как и прежде, это два основных потребительских сегмента – обучение физических лиц и корпоративное обучение. Но эти сегменты сегодня далеки друг от друга, как никогда раньше, и, прежде всего, благодаря все более различающимся требованиям, предъявляемым к этим программам:
  • для физических лиц, проходящих обучение за свой счет, МВА выполняет роль стартовой площадки для дальнейшего развития карьеры в качестве менеджера;
  • для корпоративных заказчиков, оплачивающих обучение своего персонала, МВА, все чаще звучащий как «Корпоративный МВА», исполняет роль инструмента стратегического воздействия на корпоративную управленческую культуру и практику менеджмента.
Именно поэтому компании практикуют следующий поход к управленческому обучению своего персонала:

1. Топ-менеджмент компании получает образование по классической программе МВА;
2. Сотрудники среднего звена (так называемый кадровый резерв) - по корпоративной МВА.

Такой подход позволяет более рационально и целенаправленно расходовать средства на обучение и получать на выходе управленцев, адаптировавшихся к работе в конкретной компании. Таким образом, классическая и корпоративная программы МВА занимают две крайние позиции в диапазоне программ долгосрочного бизнес-обучения. Но что же между ними?

Рынок неумолим: такое положение дел привело к появлению программ, которые теперь принято называть мини-МВА. Их продолжительность от полугода до десяти месяцев, а срок обучения сокращен благодаря исключению «общих не профильных» предметов, в частности, английского языка, информационных технологий. В программе остаются только «предметы первой необходимости», базовые профессиональные дисциплины, без которых двигаться вперед будет практически невозможно. Авторы программ взяли на вооружение девиз «Нам не надо много, достаточно самого лучшего». Несмотря на то, что западные аналоги мини-МВА малоизвестны в России, их прообразы – не по содержанию, но по срокам - можно найти. Кроме того, при отсутствии Государственного стандарта, программы мини-МВА должны строиться на основе стандартов компетентности, актуальных для соответствующего бизнеса:

Кто же составляет целевую аудиторию мини-МВА ? Это менеджеры среднего звена, владельцы и руководители малого и среднего бизнеса. Задача российских программ, прежде всего, - в максимально сжатые сроки и без ущерба для бизнеса систематизировать знания и ликвидировать пробелы. Программы априори рассчитаны на подготовленных специалистов, имеющих практический опыт профессиональной деятельности. Методика проста: минимум теории, максимум опыта. Акцент на практическое обучение требует хорошего технического оснащения, позволяющего интенсивно работать с материалами в режиме реального времени, предполагается широкое применение компьютерных симуляций, информационных систем, специального программного обеспечения. Подводя итоги всему вышеизложенному, мы можем отметить, что программа мини-МВА является своеобразным продуктом двойного назначения, который не конкурирует, а дополняет имеющиеся на рынке программы:

  • Для физических лиц это первая ступень к классической программе МВА (в том случае, если они решат продолжить обучение);
  • Для корпоративного заказчика - основа для создания корпоративной МВА , так как она максимально адаптирована под потребности именно среднего менеджмента компаний (кадровый резерв).
Таким образом, можно говорить о новой концепции управленческого корпоративного обучения:
  • Топ-менеджменту компаний предназначены классические программы МВА ;
  • Среднему менеджменту и управленческому кадровому резерву - корпоративные МВА , созданные на базе мини-МВА и отдельных разделов классических МВА ;
  • Кандидаты на работу в компании, имеющие документ об окончании стандартных программ мини-МВА , могут рассматриваться как потенциальные кандидаты в кадровый резерв (при условии соответствия другим необходимым требованиям);
  • Кандидаты на работу в компании, имеющие степень Классической МВА , могут рассматриваться на позиции управленцев Среднего и Высшего звена (опять же, если обладают необходимыми Компании компетенциями).
В заключение мы хотим представить программы мини- MBA Международной Академии Бизнеса. Это модульные и краткосрочные программы профессиональной переподготовки по направлениям:
  • Управление маркетингом,
  • Управление персоналом,
  • Управление финансами,
  • Управление операциями.

Они включают в себя курсы повышения квалификации, что позволяет слушателям проходить обучение поэтапно и без отрыва от работы. Все программы и курсы лицензированы, соответственно, выпускники получают профессиональные документы: свидетельства о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке. Некоторые курсы сопровождаются выдачей европейских (британских) профессиональных документов, что подтверждает соответствие уровня подготовки выпускников международным стандартам. Академия имеет многолетний успешный опыт работы с корпоративными клиентами в Москве и регионах. Программа и курсы имеют корпоративную аккредитацию в ОАО «РАО «ЕЭС России», а также общественно-профессиональную аттестацию в Открытом образовательном консорциуме ЛИНК .

Споры на тему, является ли появление мини-МВА насущным требованием рынка или же это профанация идеи бизнес-образования, не утихают. Но с тоит ли «ломать копья»? Рынок все ставит на свои места! Выживет сильнейший, а выиграют все. Безусловно, рынок созрел и пытается сформулировать свои требования к профессиональному уровню специалистов и параметрам их подготовки. Некоторые российские бизнес-школы, глядя на опыт зарубежных коллег, приняли эту тенденцию и работают над созданием адекватных профессиональных программ. И крайне важную роль в этом будет играть качество образования. Ведь ставка делается на высокий темп и плотную подачу материала под руководством опытного преподавателя . Цель может быть достигнута только при условии взаимосвязи всех элементов программы с огромным объемом самостоятельной практической работы слушателей, что едва ли не самое определяющее. Понимая, что мы на ходимся в точке перелома и что мини-МВА по сути своей - меньше, чем классическая МВА, но больше, чем тренинг, есть смысл прекратить пустые препирательства о месте этой программы на рынке и объединить усилия в борьбе за повышение качества российского бизнес-образования.

А.В. Кирьянов, к.э.н.,
Ректор НОУ МАБ
Федоров А.В.,
Руководитель отдела по работе
с корпоративными клиентами

  © 2014 Международная академия бизнеса – курсы для менеджеров и руководителей
Rambler's Top100