Миниатюры в МВА: за и против
Business Education Reviwer
журнал (сентябрь 2005г)
Надо сознаться, что нам, блуждающим в джунглях информации, вооруженным компасом несовершенных бизнес-навыков, общение с продвинутыми братьями по разуму всегда кажется событием неординарным — мы зажигаемся, задаем вопросы, уточняем детали... Но через десять-двадцать минут появляется ощущение какого-то тупика: или слышали это где-то, или в книжках читали, ничего нового... Становится просто жизненно необходимым ощущение это побороть. Я не знаю лучшего способа, как разговор «по душам». Не о технологиях и успехах, а просто так. Хотя, признаюсь, далеко не все спокойно воспринимают мои вопросы, — придется утверждать материалы на «высшем уровне согласно корпоративной культуре» и не один раз. Но ведь награды — это только для смелых J
Кто что считает интересным — вопрос возраста, духовного склада или пристрастия. И вот я слушаю рассказ человека, который выиграл не одну битву на полях сражений бизнеса, о латыни:
«На избалованного славой «владыку всех поэтов» рассердился его верховный покровитель, император Август. Первая же придворная сплетня — и вот уже Овидий уезжает из Рима. Поэт был вынужден поменять блистательную метрополию на окраину, Томы, где жили «варвары». Овидий страдал. Нет, не от стыда изгнания, а оттого, что он, некоронованный король латыни, не зная языка местного населения, был обречен на полное одиночество. « Hi c ego barbarus sum , quia non intelligor nulli » («Варвар здесь я, потому что никто не понимает моей речи»), — вздыхал поэт».
«Да при чем тут латынь, — подумала я. — Разве это не слова несчастного руководителя, окруженного своими неучами-подчиненными? Ибо только так можно перевести его воздыхания, наполнив смыслом нашего нового времени». Не надо было так много просматривать предложений по мини-МВА. «Простите, как правильно это записать?..» — и мой собеседник счастливо улыбнулся.
Сложно не признать, что магические слова « диплом МВА » в суждении о наших способностях играют примерно ту же роль, что и внешность в женщине. Красивая женщина в первый момент своего появления «всегда права». Позднее может выясниться, что она глупа, скучна, зла, но в первый момент поле сражения остается за нею. В наши дни повсюду задумываются над тем, как можно было бы быстро и эффективно получить знания. Нельзя сказать, что я против скоростных методов, но всегда подвергаю сомнению и анализу подобные предложения. Помните доктора Зло и его крошку МиниМы (да простят меня заинтересованные стороны)? Вот почему так много времени пришлось провести за сравнением предложений по мини-МВА. И выделить удалось только две серьезных — программы Русской Школы Маркетинга и Международной Академии Бизнеса.
Обе структуры правы — разрыв в уровне компетенций между менеджментом среднего звена и тoп-менеджментом крупных компаний существует: руководители уже закончили российские или западные бизнес-школы, им необходимо, чтобы подчиненные говорили с ними «на одном языке». Но обучать менеджеров по программе MBA дорого и долго, а набор тренингов не решит проблемы — не дают тренинги системного понимания процесса.
Мы все хорошо знакомы с советской высшей школой, со всеми ее достоинствами и недостатками, но ведь признаем, что она воспитывает понимание происходящих процессов. И тот, кто предпочитал все-таки учиться, а не радостно прожигать счастливые студенческие годы, до сих пор может вывести уравнение эллиптической поверхности. Если кто-то сейчас скажет, что это утверждение справедливо только для технарей, мне будет сложно с ним согласиться. Грамматика любого языка — это тоже система. Кто усвоил ее, кто прошел ее выучку, тот подготовлен к систематизированию во всех областях систематизируемых знаний.
Например, к органической химии. Научившись склонению и спряжению на примерах основных фраз, по столбовому тракту логики мы сможем добраться и до самых отдаленных границ в органической химии. Нетрудно будет усвоить, что для получения все новых и новых веществ следует только всякий раз замещать другими радикалами водородные атомы двух основных органических соединений — метана и бензола. И точно так же наоборот. Я не слишком вас утомила?
И если программа МВА дает системные знания, ее миниатюра не должна потерять это качество. Бесспорно, нужен какой-то метод, при котором обучение не ляжет на плечи трудящегося человека тяжким грузом. Метод, который предложил бы слушателю все аспекты бизнеса не как искусственно созданный учебный материал, а как саму жизнь, дал бы не упрощенные ради скорейшего усвоения задачи, а оригинальный материал, лежащий в поле личных интересов слушателя и требующий серьезных раздумий с «ключом» в руках. Почему? Если принять за основу тезис, что за время, меньшее чем 10-12 часов в неделю, эффективное обучение чему угодно невозможно, тут же возникает вопрос: за счет чего может выкроить столько часов современный человек, страдающий от постоянной нехватки времени? И тут ставка делается именно на высокий темп и плотную подачу материала под руководством опытного человека. Что ж, в этом случае идея мини-МВА понятна.
Однако следует осознавать, что голова взрослого человека с большим трудом приноравливается к учебному диктату, каким бы мастерским последний ни был. Иное дело, когда меру и характер своей активности слушатель определяет сам: навыки принятия решений нарабатываются быстрее, ведь ради того, чтобы их найти, слушатель мобилизовал себя, свою духовную энергию. Самостоятельное решение задачи, равно как и осознанный выбор, как известно, всегда приносит больше радости, а радость этого типа, называемая психологами «переживание успеха», — важнейшее условие эффективности всякой деятельности, в том числе и бизнес-образования.
Итак, общая тенденции — экономить время. Поэтому миниатюрный формат программы МВА логичен. Содержание же всех предлагаемых на рынке вариантов мини-МВА — нечто среднее между тренингами и программами MBA. Но тот, кто добирается из Москвы до Питера не за три дня на перекладных, а за час на самолете, кому по ночам светит не газовая лампа, а неоновые бра, включаемые нажатием кнопки, тот потребует наименее утомительных способов обучения. И в краткие сроки не скажется ли это на качестве приобретаемых знаний?
Основное отличие мини-МВА от «взрослого брата» — полгода против двух лет, отсутствие общих предметов, меньшая стоимость и основная цель — максимальные знания за сжатые сроки. Эта цель может быть достигнута только при одном условии: взаимосвязь каждого элемента программы с другими, огромный объем самостоятельной работы. Последнее условие чуть ли не самое определяющее. Увы, опыт показывает, что зачастую работа преподавателя сводится лишь к комментариям на полях выполненного студентом задания. Очевидно, это тоже можно объяснить. И должны ли чувствовать угрызения совести преподаватели из-за того, что дерзнули преподавать бизнес по принципу «docendo discimus» («обучая, учимся сами» — лат .), опережая своих слушателей всегда только на пару уроков или даже чувствуя свое превосходство только в понимании системы? Возможно, что нет, если недостача твердых знаний с лихвой возмещается вдохновением и желанием двигаться вперед. Но много ли таких одухотворенных?.. Правда, позитив все-таки есть — программы корректируются.
Очевидно, что успех и эффективность мини-МВА определяется простым уравнением затраченное время и энергия + интерес = результат.
Не правда ли, оно не является открытием? Путь, как у альпинистов, ведет все время наверх, и на каждой новой отметке горизонт становится все шире, все краше. Если подходить к делу обдуманно, со смыслом, то учеба будет не напряженной гонкой, а приятной гимнастикой, удовлетворяющей наши растущие интеллектуальные потребности. И еще более ободряет другое положение: «Чем больше духовной работы индивид совершает, тем позднее старится его мозг».
Приходится констатировать, что один вопрос так и остался открытым: если у МВА есть проблемы с case study , то вряд ли их нет в мини-программах. «А если нет разницы...», как говорится в одной рекламе...
Иногда я слышу, что достаточно прочитать хорошую книгу, а лучше — не одну, как следует разобраться в вопросе и опробовать на практике — вот и весь МВА . Согласиться все-таки не могу. Но коль скоро наш первый пример был посвящен латыни, позвольте еще один. К сожалению, ни один учебник, ни одна книга не способны научить нас правильному произношению.
История, услышанная в разговоре лингвистов: «Лондонский аэропорт. « Immigration officer » крутил в руках паспорт индийского студента. «Цель поездки — учеба», — прочитал он вслух.
— А что будет предметом учебы? — поинтересовался служащий.
— Love , — ответил студент, который слово « law » (право) видел до сих пор, очевидно, только на бумаге, потому-то и произнес его как « love ».
Служащий, обладавший подлинно английским хладнокровием, даже бровью не повел. Он пропустил приезжего через ограждение и только потом пробормотал себе под нос, что « love » примерно одинакова во всем мире, и не стоило проделывать столько миль, чтобы изучить, вероятно, очень несущественную разницу». Занятно, если кто-нибудь из читателей примерил его слова и на программы.
Программа “ Mini MBA ”, Русская школа Маркетинга : Структура программы
Предмет: Marketing (больший акцент на внешнюю среду)
Предмет: General Management (больший акцент на внутреннюю среду, стратегическое положение компании во внешней среде, видение будущего компании)
Модули:
- Управление собой и своими возможностями. Развитие личности. — 32 часа
- Современный бизнес и организационное развитие компании. Управление Персоналом. — 32 часа
- (General Management): Стратегический Менеджмент. — 32 часа
- (Marketing): Стратегический маркетинг. — 32 часа
- Финансовый учет. Бюджетирование и контроль. Управление деньгами. — 16 часов
- Управление проектами. — 16 часов
- Управление изменениями. Кризис менеджмент. Выпускной проект. — 32 часа
ИТОГО: — 192 часа
По мнению авторов курса, две специализации — менеджмент и маркетинг — позволяют глубже проработать выбранную тему. Оба предмета преподаются полностью каждому слушателю. Те, кто идет на General Management, пройдут базовый курс по маркетингу, и наоборот. Есть возможность перехода из группы с одной специализацией в другую. Но есть возможность прослушать программу полностью за дополнительную оплату.
Потенциальные участники должны сдать входной тест, иметь базовые знания и опыт работы. Тестирование проходит очно и заочно.
Стоимость программы $3250 — $3650, в зависимости от формы обучения. У Русской Школы Маркетинга партнерская программа с Ситибанком, есть возможность оплатить обучение в рассрочку.
Программа МИНИ-МВА , Международная Академия Бизнеса
Структура программы. Нам показалась интересной структурная схема программы, приведенная на рисунке. Она наглядно показывает, что слушатель может выбрать, каким путем он будет перемешаться к самому высшему уровню. И три специализации при таком подходе заметно расширяют возможности кадровых служб предприятий, ведь сам собой напрашивается вывод — эту схему легко адаптировать под корпоративные программы и получить максимальный результат при оптимальных затратах.
Модули:
Управление персоналом (510 час.)
- Менеджмент в организации (130 час.)
- Управление персоналом (130 час.)
- Управление развитием и изменением (125 час.)
- Стратегия (125 час.)
Маркетинг (510 час.)
- Маркетинг: технология продаж (130 час.)
- Экономика и управление финансами предприятия (125 час.)
- Логистика (125 час.)
- Практический маркетинг (130 час.)
Финансовый менеджмент (510 час.)
- Экономика и управление финансами предприятия (125 час.)
- Финансовый менеджмент (125 час.)
- Экономика для руководителей (130 час.)
- Бухучет по международным стандартам (130 час.)
Менеджмент (510 час.)
- Экономика и управление финансами предприятия (125 час.)
- Практический маркетинг (125 час.)
- Управление персоналом (130 час.)
- Менеджмент в организации (130 час.)
Формирование учебной группы:
- Администраторами и тьюторами МАБ проводятся предварительные собеседования по выявлению реальных потребностей корпоративных и индивидуальных клиентов в обучении, согласовывая варианты учебных программ, удобные графики их прохождения и формы оплаты (с предоставлением рассрочки платежей),
- Тьюторами курсов проводятся бесплатные презентации и мастер-классы, а также персональные консультации клиентов по вопросам содержания и технологиям обучения на выбранных курсах / программах (что наиболее полно знакомит их с преимуществами обучения в МАБ),
- Организуется пробное участие клиентов в занятиях уже обучающейся группы и бесплатные однодневные семинары для выпускников других курсов/программ МАБ (с целью ознакомления с интересующимися их учебными курсами для продолжения обучения),
- При формировании каждой учебной группы также учитываются:
- уровень подготовленности клиентов (базовые знания и практический опыт),
- соответствие ожиданий клиентов в отношении технологии и личных особенностей тьютора (при этом также учитываются манера ведения занятий и профессиональный опыт тьютора в данном бизнес-направлении),
- соотношение членов учебной группы по профессиональному и гендерному признакам.
Клиент, который прервал обучение по собственной инициативе (например, по причине чрезмерной загрузки на работе), может повторно пройти обучение на данном курсе при оплате 50% от стоимости курса или закончить обучение со следующей группой с учетом пройденных занятий. Кроме того, для клиентов предусмотрены определенные льготы и скидки и возможность поэтапной оплаты обучения.
|