Лестница знаний
careerforum.ru
газета (февраль 2005г)
В круговороте событий не замечаешь, как стремительно, почти незаметно оказываешься в другом городе. Вот, я снова в Москве. Странное восприятие, словно спровоцированное долгими новогодними праздниками, вносит особую ноту: жизнь из размеренно-выходной превращается в стремительную, полную деловых устремлений и новых планов. И город стал иным - я словно не узнаю его: восприятие корректируется, будто поверх старого эскиза легкой кистью наносятся свежие мазки... Калейдоскопом сменяются картины: самолет, люди, встречавшие нас, кованая чугунная лестница начала прошлого века, ведущая в аудитории Международной Академии Бизнеса...
Ассоциативно всплывают в памяти слова Виктора Гюго: "Наука беспрестанно продвигается вперед, перечеркивая самое себя. Плодотворные вымарки... Наука - лестница". Не счесть ступеней, отделяющих на этой лестнице нас от людей, не имевших даже письменности, не знавших и тысячной доли того, что мы знаем о законах и силах природы. Научное открытие - плод творческого вдохновения, достигающего намеченной цели в самом упорном труде. Собственно, не об этом ли труде и творчестве курсы, которые читают в этих аудиториях?.. В этом году, 15 июня, Международной Академии Бизнеса (МАБ) исполнится 10 лет - срок немалый для бизнес-образования. А в прошлом году в Московском доме правительства ей были вручены диплом и свидетельство от Российского и Московского фондов по защите прав потребителей "За вклад в формирование цивилизованного рынка в России".
И когда мне говорят, ссылаясь на статистику, что большинство получивших образование людей останавливается на уровне высшей школы, я не могу согласиться: иначе как можно объяснить столь обширный опыт индивидуальной работы Академии с корпоративными клиентами? Долгосрочное и плодотворное сотрудничество в области обучения персонала и подготовки кадрового резерва в таких крупных компаниях как НП Автомир, Нутрициа, ЗАО РАО "ЕЭС России", НП Юкос РМ, BristolMayers Scwibb, ГК Ландиа и других?
В отличие от физических лиц, которые могут позволить себе поблажки и лень, в чем-то расслабиться и "взять паузу" в получении дополнительных навыков и знаний, крупные компании всегда остаются на передовой российского бизнеса - они точно знают, чему, как и где учить своих сотрудников. Ими движет рынок и стремление к эффективности. Впрочем, я слишком строга к физическим лицам: рекомендации студентов и выпускников приводят в Академию новых слушателей - около 50-60%. Академия не теряет контакта со своими выпускниками и далее, стараясь поддерживать их в деловом и индивидуальном общении. Кроме обучения персонала Академия ведет и научную деятельность: например, в компании РАО "ЕЭС России" она разрабатывает "корпоративные стандарты профессиональной подготовки персонала", а также комплекс обучающих программ и курсов для системы дистанционного обучения сотрудников. Хорошие традиции продолжают жить.
Знаком плодотворного сотрудничества отмечены и партнерские соглашения Академии с кадровыми агентствами: кому, как не последним, так хорошо известно, насколько ценны на рынке труда люди, получившие образование в разных областях? Кроме того, в МАБ часто приходят запросы от разных компаний на открытые вакансии. Я попросила рассказать чуть подробнее о получении образования здесь Андрея Кучерявого, директора по маркетингу: "Во время обучения мы проводим дополнительные тренинги и мастер-классы, стараемся, чтобы наше образование было наиболее полным. Например, если в курсе подразумевается большое количество бизнес-аспектов, то мы обязательно проводим дополнительные занятия с другими преподавателями, которые освещают психологические аспекты. Это оказывает сильную поддержку нашим слушателям.
Руководитель тренинг-центра в Академии - тренер с европейской сертификацией (в России их 120), другие наши бизнес-тренеры - оргконсультанты с большим опытом работы с HR-ами и выпускниками бизнес-школ. Например, на курсах по менеджменту (совместная программа Международного института менеджмента ЛИНК и Британского Открытого Университета ), где основу составляет изучение бизнес-процессов, мы проводим дополнительные занятия с преподавателями курса "Управление персоналом", который ориентирован на психологические аспекты этого вопроса, что расширяет границы обычной программы курсов и дает новые навыки и инструменты для бизнеса. По завершении курсов выпускники получают три документа - Британского Открытого Университета , Международного института менеджмента ЛИНК и Международной Академии Бизнеса .
Мне всегда казалось, что есть вещи, крайне важные для успешного обучения, - атмосфера, в которой учишься, последние мгновения, когда получаешь диплом, - все то, что мы запоминаем, очевидно, для того, чтобы вернуться. В Академии принято проводить торжественные мероприятия, в том числе посвященные выдаче итоговых дипломов выпускникам. Их никак нельзя назвать формальными: праздничная атмосфера с определенной нотой бизнеса, вносимой самим местом - будь то ресторан или казино, приглашенные VIP-гости и тьюторы Академии, памятные фотографии с однокурсниками в мантиях... Это остается на всю жизнь со слушателем так же, как выпускной вечер в школе. Но движение по лестнице знаний продолжается.
Когда меня спрашивают, стоит ли столько внимания уделять деталям и подробностям, я вспоминаю показательный пример из другой области знаний. Маленькая золотая монета Боспорского царства на Черном море чеканки IV в. до н.э. "Очень тонкая работа", - скажете вы, взглянув на нее. Внимательно разглядеть ее, увидев изображенную голову сатира, вероятно, будет недосуг, ибо это всего лишь одна из многих монеток, выставленных в витринах музея. Но эта крохотная вещица, предназначавшаяся для оплаты товаров, отмечена печатью силы и выразительности, подлинно грандиозного художественного образа. Так можем ли мы отказываться от деталей?.. "Именно поэтому, - подчеркивает Андрей Кучерявый, - в Международной Академии Бизнеса столь существенное внимание уделяется "деталям", и каждый из наших клиентов находит среди них свои".
Бизнес не является статичной наукой, он динамично развивается, и, очевидно, нельзя предложить готовые решения для той или иной ситуации. Возможно, даже именно эта точка зрения - отсутствие готового решения - становится отправной. И тогда задача образовательной структуры состоит не в передаче навыков и знаний, когда-либо полученных, а в формировании стойких творческих навыков и умения решать проблемы. Принцип колеса, открытие которого явилось некогда гениальным откровением, незыблем и поныне, но громоздкая колесница давно уже перечеркнута последующими открытиями и техническими достижениями. Только в этом беспрестанном развитии и движении вперед мы способны созидать и расти. Отголоском всплывают в моей памяти строчки древнеегипетского текста: "Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, - это деяния человека". И так будет всегда.
Алиса Светлова
|