От колониального прошлого к инновационному настоящему.
Business Education Reviwer
журнал (октябрь 2006г)
Маленькая роза, выкованная прямо на улицах Хельсинки улыбчивым кузнецом во время фестиваля народных ремесел... Рыбалка в одном из красивейших мест... Завод по производству удобрений, более похожий на образцово-показательный объект, специально подготовленный для посещения иностранцами, чем на обычное предприятие... За четко отлаженной работой прослеживается выверенный временем и традициями менеджмент. Впечатления, которые увозят домой порой ошеломленные гости Суоми, многогранны и не соответствуют содержанию большинства досужих сплетен об этой стране и ее жителях. Трудно себе представить что, за исключением последних 90 лет, Финляндия была исключительно колонией, окраиной двух империй – сначала Шведской, а затем и Российской.
Да, финны склонны к тишине и уединенным встречам, но остроумны и болтливы в шумных компаниях. Гости, посещающие эту страну в разное время года, редко приходят к единодушному мнению в попытках нарисовать портрет типичного жителя Финляндии. Действительно, финны обожают посиделки долгими зимними вечерами, которые, впрочем, не всегда можно назвать тихими. Они говорят, что в них преобладает « sisu » - своего рода печальный фатализм (однако мало чем отличающийся от португальского « duende » или русской «хандры»). При этом, стоит появится летнему солнцу, и вы увидите активных, энергичных людей, которые, кажется, никогда не отдыхают.
Местные жители редко отправляются спать на закате даже после самого тяжелого трудового дня, - напротив: на улицах звучит музыка, череда бесконечных фестивалей сменяет друг друга, галереи, музеи, кафе никогда не пустуют. Казалось бы, природа щедро одарила страну изобилием озер, островов, лесов и древней дикой местности для путешествий. Здесь она бесконечно прекрасна и полна магического очарования северных просторов, но, при этом, финны не бездействуют в своей изобретательности, - и появляются рукотворные парки, отражающие совсем не парковые идеи – например, познакомить гостей с историей музыкального искусства.
Финляндия – глобальный лидер по количеству читателей газет. Самый высокий в мире уровень потребления кофе на душу населения тоже здесь, на родине самых «безбашенных» сноубордистов и бесстрашных гонщиков. Финны относятся к своей культуре и традициям серьезно и ждут того же от своих гостей. Эта страна бесконечна для сюрпризов и маленьких открытий - она восхищает, развлекает, очаровывает и учит.
Финские специалисты считают, что конкурентоспособность Финляндии в будущем будет определяться не технологиями, но культурой и людьми, обладающими мощным творческим потенциалом и готовностью упорно трудиться. Одного понимания этого постулата недостаточно, и государство делает все, чтобы достичь конкретных результатов на этом пути, вкладывая инвестиции в человеческий капитал.
Рынок труда в этой стране уже претерпел существенные изменения. Эксперты делают свои прогнозы: «Человек, успешный в завтрашнем обществе, должен обладать предпринимательским умом. Он не будет воспринимать работу как «времяпрепровождение от девяти до пяти». Финское общество проходит период решительных перемен от сельскохозяйственного уклада к индустриальному. Сегодня ценности финнов постсовременны: люди ведут тот образ жизни, который им нравится и отвечает их идеалам. Но структуры и методология финского общества трудно назвать таковыми. Некоторый диссонанс между мечтами и реальностью создает интересные условия для проявления своих возможностей каждым индивидуумом.
По оценкам аналитиков, период поиска новой культурной и социальной идентичности, продлится примерно до 2020 г ., и в течение этого времени все внимание будет сконцентрировано на формировании творчески активных производственных сил - главной движущей силы нового социального продвижения. Поэтому неудивительно, что нынешняя финская система образования нацелена на развитие именно самостоятельных творческих навыков, потому что завтрашний глобальный мир требует, чтобы будущие поколения были, прежде всего, творчески активны. Немаловажную роль в этом будут играть коммуникации (в том числе и международные) как одна из главных областей, где творческий потенциал и новое мышление жизненно необходимы.
И если принять во внимание исключительные качества финнов, известные во всем мире, - готовность к упорному труду и неизменное выполнение данных обещаний – трудно подвергнуть сомнению мысль, что финны добьются результатов на этом нелегком поприще. Кроме того, финские компании характеризуются удивительной неофициальностью и демократизмом повседневного поведения. Многие иностранцы бывают ошеломлены, когда они слышат, как служащие Nokia, обращающиеся к главному администратору компании « Jorma » вместо «господин Ollila ».
Специалисты говорят о трех фундаментальных способах улучшить конкурентоспособность финских отраслей промышленности: «Основное –понимание истинной ценности нашей культуры. Далее – обеспечение жизнеспособного развития. И, наконец, нужно делать упор на развитие творческого потенциала. Это лучший способ вкладывать капитал в будущее Финляндии». Открытая и эффективная корпоративная культура дает служащим шанс испытать собственные идеи и быть ответственными за результаты, критический взгляд поощряется. Вот она, база для практики, далекая от пустых теоретических изысков.
Действительно, система обучения взрослых в Финляндии базируется на компетентности, высокой квалификации, новых педагогических решениях; предусматривает гибкую систему финансирования и предоставляет возможность пожизненного обучения.
Дабы не быть голословными, приведем пример. International Management Education (IМЕ) - Международный центр обучения менеджменту - часть корпорации MDC Education Group, находящейся в совместном владении группы крупнейших финских частных предприятий. Основной принцип обучения - близость к практике, трансформация полученных знаний в практические умения, необходимые как отдельной личности, так и предприятию. MDC Education Group – ведущая группа финских институтов в сфере повышения квалификации персонала, в которых только в Хельсинки 11 тыс. человек ежегодно проходят подготовку. MDC Education Group является одним из акционеров группы «Gallup» - крупнейшей исследовательской фирмы в области маркетинга. IME (International Management Education) – одно из учебных заведений этой группы - предлагает обучение на территории Европы в области маркетинга и менеджмента, проводимое ранее Институтом Маркетинга (Institute of Marketing).
Среди международных партнеров IME известные школы бизнеса, ассоциации маркетинга и специалисты с разных концов земного шара: от английского Henley Management College до американской Harvard Business School. К их числу относятся ведущая в Англии организация в области маркетинга и продаж The Chartered Institute of Marketing и головная организация европейских союзов маркетинга European Marketing Confederation.
Разрабатывая бизнес-тренинговые проекты для практических нужд руководителей и специалистов разных областей бизнеса, IME использует знания и опыт известных бизнес-тренеров из разных стран. Активизирующее, тесно связанное с практикой, обучение подразумевает глубокую связь теории, опыта и практики с деятельностью студентов. Учебная среда может быть различной - от семинаров до виртуальной среды Edulink.
Следует отметить, что и в нашей стране также можно приобщиться к последним достижениям инновационной финской образовательной системы. Для Российской Федерации и стран Балтии IME предлагает широкий выбор учебных программ по развитию персонала на русском языке. В России этой деятельностью главным образом занимается открытое летом 2004 года в Москве дочернее предприятие IME OOO «ИМЕ Международный Центр Развития», опирающееся в своей работе на почти 20-летний опыт работы IME по повышению квалификации персонала в нашей стране.
Гарантией высокого качества обучения по программам IME в России является исключительный по объему учебно-методический материал на русском языке, охватывающий различные области бизнеса и предназначенный для обучения по корпоративным и открытым программам, высококвалифицированные российские и зарубежные бизнес-тренеры, обладающие опытом работы в практическом бизнесе, современные методы обучения, разработанные для самостоятельной работы обучаемого, знание местных условий. Процесс обучения ведется по интегрированной системе, где чередуются семинары и периоды инструктированной самостоятельной учебы без отрыва от работы. Студенты выполняют практические задания по анализу деятельности своей собственной организации и разрабатывают новые планы, которые затем рассматриваются и оцениваются специалистами IME с последующей выдачей слушателям заключения. Все учебные материалы и лекции предоставляются на русском языке. Заключительные семинары курсов могут быть проведены в Финляндии, что также дает возможность посещения финских фирм и предприятий и установления деловых контактов.
В результате обучения слушатель получает навыки управления, подтвержденные практикой, деловую компетентность и профессиональную квалификацию в бизнес-администрировании через самомотивируемое обучение. С осени 1997 г . IME реализует совместные образовательные программы с Открытой Школой Бизнеса (ОШБ, С-Петербург) . За все время сотрудничества ОШБ и IME более 200 студентов из Санкт-Петербурга прошли обучение. С 2003г обучение проводится и в Москве при «Международной Академии Бизнеса» . За эти годы Академия подготовила свыше 160 человек в Москве и весной 2007г сделала первый выпуск слушателей программы «Европейский Диплом по маркетингу» ( EMC ).
Таким образом, можно смело утверждать, что в начале XXI века Суоми – «страна тысячи озер» не только превратилась в динамично развивающуюся, прогрессивную державу, но и в, своего рода, светоч знания и носителя перспектив для ближайших соседей и не только. Да, кому-то это может показаться странным, именно финский опыт может быть чрезвычайно полезен для отечественной экономики. Ведь проблемы, которые наши соседи уже успешно решают, нам еще предстоит преодолеть. Речь идет о пресловутой диверсификации экономики, в российском варианте – избавлении от «нефтяного проклятия». Нет, финнам, конечно, было легче. У них и «нефтяного проклятия» никакого не было. Но также не было изобилия ресурсов и индустриальных hi - tech гигантов, таких как вышеупомянутая Nokia . Но грамотная государственная политика, трезвый расчет и взаимовыгодная кооперация с соседями позволили в кратчайшие сроки превратить сугубо аграрную экономику в одну из самых высокотехнологичных и быстрорастущих на континенте. А это дорого стоит. Безусловно, не все проявления финского пути применимы к российским реалиям. Здесь, у нас и масштабы иные, и население с ресурсной базой порой ставят в тупик самых успешных западных управленцев. Однако очевидно, нам есть чему поучиться друг у друга. Нам по пути…
|