Материалы курса



Книга 1

Содержание
Предисловие

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Разнообразие взглядов и проблемы непонимания
  1.1.1. Поиск взаимопонимания
  1.1.2. Притча о слепцах
  1.1.3. Разнообразие взглядов на менеджмент
1.2. Общие понятия
  1.2.1. Определения менеджмента
  1.2.2. Менеджмент и бизнес
  1.2.3. Менеджер
  1.2.4. Менеджмент – наука или искусство?
  1.2.5. Менеджмент – многокомпонентный вид деятельности
  1.2.6. Менеджмент как многоуровневое управление
  1.2.7. Система и контур управления
1.3. Менеджмент как процесс управления изменением
  1.3.1. Процесс менеджмента
  1.3.2. Анализ изменения состояния
  1.3.3. Диаграмма Исикавы
  1.3.4. Принцип Парето
  1.3.5. Менеджмент «с вертолета»
1.4. Возникновение научного менеджмента
  1.4.1. Школа научного менеджмента
  1.4.2. Классическая административная школа управления
  1.4.3. СССР – опережая Запад на 30 лет
  1.4.4. Ролевой подход Минцберга
  1.4.5. Направления дальнейшего развития менеджмента
  1.4.6. Этапы эволюции менеджмента
  1.4.7. Современный менеджмент

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ

2.1. Имидж менеджера
  2.1.1. В первые недели на новой работе не делайте того,что разрушает Ваш имидж
  2.1.2. Советы по созданию и поддержанию имиджа
  2.1.3. Советы по повышению имиджа
  2.1.4. Американский стереотип «идеального менеджера»
  2.1.5. Деловой этикет
2.2. Принципы эффективного менеджмента
  2.2.1. Как сделать Вашу работу эффективной
  2.2.2. Факторы, снижающие эффективность работы менеджераv   2.2.3. Основные заповеди Харви МакКея
  2.2.4. Рекомендации В. Хойера
  2.2.5. Квалификационная модель Михайлова «Трижды семь»
2.3. Управление своим временем
  2.3.1. Общие принципы планирования рабочего времени
  2.3.2. Постановка целей
  2.3.3. Расстановка приоритетов (принцип Эйзенхауэра)
  2.3.4. Планирование рабочего дня
  2.3.5. Планирование рабочей недели
  2.3.6. Контроль
  2.3.7. Канцелярская работа
2.4. Эффективное общение
  2.4.1. Коммуникации и активное слушание
  2.4.2. Качества, важные для межличностного общения
  2.4.3. Умение слушать и слышать собеседника
  2.4.4. Активное слушание
  2.4.5. Интервью
  2.4.6. Переговоры
  2.4.7. Общение по телефону
  2.4.8. Письменное общение
2.5. Стресс
  2.5.1. «Здоровый» и «нездоровый» стресс
  2.5.2. Основные причины стрессов
  2.5.3. Проявления стресса
  2.5.4. Методы снижения уровня стресса
  2.5.5. Подготовка к стрессогенному событию
  2.5.6. Стрессовое напряжение
  2.5.7. Способы борьбы со стрессом
  2.5.8. Методы профилактики стресса
2.6. Ораторское искусство
  2.6.1. Этапы выступления
  2.6.2. Поль Сопер «Основы искусства речи»
  2.6.3. Резюме
2.7. Принципы публичных выступлений
  2.7.1. Подготовка
  2.7.2. Выступление

Глава 3. МОТИВАЦИЯ

3.1. Основные понятия
  3.1.1. Определения мотивации
3.2. Первоначальные теории мотивации
  3.2.1. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1917)
  3.2.2. Дуглас МакГрегор (1906 – 1964)
  3.2.3. Теория Z Вильяма Оучи
3.3. Содержательные теории мотивации
  3.3.1. Абрахам Маслоу (1908 – 1970)
  3.3.2. Теория ERG Клейтона Альдерфера
  3.3.3. Дэвид МакКлелланд
  3.3.4. Фредерик Герцберг
3.4. Процессуальные теории мотивации
  3.4.1. Теория ожиданий (экспектаций) Виктора Врума
  3.4.2. Теория справедливости Адамса
  3.4.3. Теория Портера - Лоулера
  3.4.4. Законы Йоркса - Додсона
3.5. Комплексная модель Шейна
  3.5.1. Эдгар Шейн
  3.5.2. Комплексная модель Шейна
3.6. Эволюция систем мотивации1
3. 7. Резюме
3.8. Управление мотивацией - проектирование «идеальной» работы
  3.8.1. Основные параметры работы по Хэкмау и Олдхэму
  3.8.2. Методы улучшения параметров работы
3.9. Причины пассивности работника
  3.9.1. Процесс потери интереса к труду
3.10. Карьерное продвижение как мотивирующий фактор

Глава 4. ГРУППЫ и КОМАНДЫ4.1. Группы
  4.1.1. Мэри Паркер Фоллетт (1868-1933)
  4.1.2. Элтон Мэйо (1880 – 1949)
  4.1.3. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ модель
  4.1.4. Неформальные группы
  4.1.5. Этапы развития групп по Такмену
  4.1.6. Распределение ролей в группах по Белбину
  4.1.7. Факторы, влияющие на эффективность групповой работы
4.2. Команды
  4.2.1. Отличия команды от группы
  4.2.2. Роли в команде
  4.2.3. Этапы перехода от группы к команде
  4.2.4. Повышение эффективности работы команды
  4.2.5. Метод GRPI – самодиагностика команды
  4.2.6. Группы и принятие решений в Японии
4.3. Совещания как разновидность групповой работы
  4.3.1. Требования, предъявляемые к совещаниям
  4.3.2. Функции совещаний
  4.3.3. Достоинства совещаний
  4.3.4. Недостатки совещаний
  4.3.5. Причины неэффективности совещаний
  4.3.6.Классификация совещаний по назначению
  4.3.7. Методы ведения совещаний
  4.3.8. Комиссии
4.4. Конфликты
  4.4.1. Объективность существования конфликтов
  4.4.2. Конфликт в организации
  4.4.3. Управление конфликтной ситуацией

ГЛАВА 5. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ5.1. Анализ деятельности
5.2. Определение требований к кандидату
  5.2.1. «Портреты» будущего сотрудника
5.3. Способы привлечения кандидатов
5.4. Отбор персонала
  5.4.1. Обработка документов
  5.4.2. Подготовка сокращённого списка кандидатов
  5.4.3. Проведение интервью
  5.4.4. Завершение интервью
  5.4.5. Стили собеседования
  5.4.6. Причины, по которым кандидатам отказываютв работе после интервью
5.5. Превращение «новичка» в члена организации
  5.5.1. Знакомство с организацией
  5.5.2. Адаптация
  5.5.3. Социализация


Книга 2

Содержание

Глава 6. ЛИДЕРСТВО и РУКОВОДСТВО

6.1. Власть и лидерство
6.1.1. Менеджер и лидер
  6.1.2. Основы власти
  6.1.3. Виды управленческой и дисциплинарной техники
6.2. Первоначальные модели стилей руководства
6.2.1. Уайт и Липпит
  6.2.2. Континуум Танненбаума – Шмидта
6.3. Поведенческие модели стилей руководства
  6.3.1. Ренсис Лайкерт (1903 – 1981)
  6.3.2. Роберт Блейк и Джейн Моутон
  6.3.3. Трехосевая таблица Реддина
6.4. Ситуационные модели
  6.4.1. Фред Фидлер
  6.4.2. Модель «путь-цель» Митчела и Хауса
  6.4.3. Теория жизненного цикла Херси и Бланшара
  6.4.4. Крис Аргирис
6.4.5. Теория «особенностей»
  6.4.6. Теория «ситуаций»
  6.4.7. Смешанная теория руководства

Глава 7. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, КОНТРОЛЬ

7.1. Постановка общих целей
  7.1.1. Миссия и цели организации
  7.1.2. Функции целей
  7.1.3. Типы организационных целей
  7.1.4. Требования, предъявляемые к целям
  7.1.5. Направления разработки целей
  7.1.6. Резюме
7.2. Планирование
  7.2.1. Общие понятия
  7.2.2. Стратегическое планирование
  7.2.3. Текущее планирование
  7.2.4. Календарное планирование
7.3. Принятие решений
  7.3.1. Герберт Саймон
  7.3.2. Типы управленческих решений   7.3.3. Основные подходы к принятию решений
7.4. Контроль
  7.4.1. Основные виды контроля
  7.4.2. Процесс контроля
  7.4.3. Характеристики эффективного контроляv   7.4.4. Поведенческие аспекты контроляv 7.5. Планирование, контроль и управление качеством в Японии
  7.5.1. Этапы метода планирования
  7.5.2. Осуществление контроля
  7.5.3. Вознаграждения и наказания
  7.5.4. Система управления качеством в Японии

Глава 8. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

8.1. Разнообразие организационных структур
  8.1.1. Организационная структура
  8.1.2. Общие характеристики организаций
  8.1.3. Типы управления
8.2. Бюрократические структуры
  8.2.1. Макс Вебер (1864 – 1920). Теория структур власти
  8.2.2. Принципы рациональной бюрократии
  8.2.3. Характеристики бюрократии
  8.2.4. Виды бюрократических структур
8.3. Органические структуры
  8.3.1. Виды органических структур
8.4. Эволюция организационных структур
8.5. Проектирование, анализ и корректировка оргструктур
  8.5.1. Задачи организационногопроектирования
  8.5.2. Принципы построения оргструктуры
  8.5.3. Определение обязанностей и полномочий
  8.5.4. Переход от целей организации к ее структуре
  8.5.5. Методы проектирования структур
  8.5.6. Этапы формирования оргструктуры
  8.5.7. Оценка эффективности организационных решений
  8.5.8. Корректировка организационных структур
  8.5.9. Тенденции в изменении организационной структуры
8.6. Резюме

Глава 9. КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ

9.1. Понятие культуры организации
9.2. Уникальная общая психология (УОП)
9.3. Функция культуры организации
9.4. Модель Хэнди и Харрисона
  9.4.1. Культура власти (Зевс)
  9.4.2. Культура роли (Аполлон)
  9.4.3. Культура задачи (Афина)
  9.4.4. Культура личности (Дионис)
9.5. Факторы, влияющие на культуру организации
  9.5.1. Собственность и история
  9.5.2. Люди
  9.5.3. Размер
  9.5.4. Технология
  9.5.5. Цели и задачи
  9.5.6. Окружение
9.5.7. Резюме

Глава 10. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

10.1. Национальные системы ценностей
10.2. Специфика японского менеджмента
  10.2.1. Формирование японской системы
  10.2.2. Особенности японской системы
  10.2.3. Признаки японского управления (Хидиеки Йосихара)
  10.2.4. Управленческое поведение
  10.2.5. Советы Каору Исикава руководителям среднего звена
  10.2.6. Планирование, контроль, управление качеством
  10.2.7. Управление трудовыми ресурсами
  10.2.8. Менеджмент и профсоюзы в Японии

Глава 11. ПЕРЕХОД В МАРКЕТИНГ

11.1. Сущность и основные принципы маркетинга
  11.1.1. Сущность маркетинга
  11.1.2. Основные принципы маркетинга
  11.1.3. Маркетинг как процесс согласования
11.2. Организация и её окружение
11.3. STEЕP – факторы (дальнее внешнее окружение)
  11.3.1. Социальные факторы
  11.3.2. Технологические факторы
  11.3.3. Экономические факторы
  11.3.4. Экологические факторы
  11.3.5. Политические (и международные) факторы
11.4. Конкурентное (ближнее внешнее) окружение
  11.4.1. Пять сил конкуренции по Портеру
11.5. Анализ и прогнозирование внешней среды
  11.5.1. Необходимость прогнозирования
  11.5.2. SWOT - анализ

Глава 12. ФИНАНСЫ

12.1. Введение
12.2. Учетная политика. Особенности учета разных видов активов
12.3. Доходы и расходы
12.4. Классификация затрат и их характеристика
  12.4.1. Элементы производственных затрат
  12.4.2. Переменные и постоянные затраты.Маржинальная прибыль.
12.5. Распределение затрат и калькулирования себестоимости продукции
12.6. Принятие управленческих решений
  12.6.1. Анализ «затраты — объем — прибыль».
    Допущения анализа «затраты — объем — прибыль».
    Анализ величин в критической точке.Планирование прибыли
  12.6.2. Выбор оптимальной номенклатуры продукции
12.7. Бюджетирование и планирование
  12.7.1. Планирование
  12.7.2. Бюджет
  12.7.3. Бюджетный цикл

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Рабочая тетрадь

Содержание

Введение

Раздел 1. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

ЧАСТЬ №1. МЕНЕДЖМЕНТ
  ТЕМА №1. ВВЕДЕНИЕ в менеджмент
  ТЕМА №2. Управление собой
  ТЕМА №3. МОТИВАЦИЯ.
  ТЕМА №4. ГРУППЫ И КОМАНДЫ.
  ТЕМА №5. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ.
  ТЕМА №6. ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО.
  ТЕМА №7. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, КОНТРОЛЬ.
  ТЕМА №8. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ.
  ТЕМА №9. КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ.
  ТЕМА №10. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА.

ЧАСТЬ №2. МАРКЕТИНГ
  ТЕМА №11. ПЕРЕХОД В Маркетинг.

ЧАСТЬ №3. ФИНАНСЫ  ТЕМА №12. Финансы

Раздел 2. БУКЛЕТ ЗАДАНИЙ

ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАЧЕТНЫХ РАБОТ
Требования, предъявляемые к зачетным работам
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
ШКАЛА ОЦЕНОК
Рекомендации по выполнению письменного задания
Зачетная работа № 1.
Зачетная работа № 2.
Зачетная работа № 3.

Раздел 3. Глоссарий

Раздел 4. ТЕСТЫ


Тест №1. Оценка Вашей стрессоустойчивости. Тест Медицинского центра Университета Бостона
Тест №2. Релаксационные упражнения
Тест №3. Релаксационные упражнения при возвращении домой
Тест №4. Выход из состояния острого стресса
Тест №5. Опросник Белбин для самооценки предпочитаемых Вами ролей в группе
Тест №6. Анкета GRPI. Вопросник по эффективности командной деятельности
Тест №7. Учебная ситуация по теме «Группы». ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ (NASA)
Тест №8. Учебная ситуация по теме «Группы». НАВОДНЕНИЕ
Тест №9. Определение параметров стиля управления с использованием решетки Блейка и Моутон
Тест №10. Ваш стиль интервью
Тест №11. Приложения для подготовки и проведения собеседования

Раздел 5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ СТИЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ХОНИ И МАМФОРДА
Приложение 2. СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ (по Хони и Мамфорду)
Приложение 3. Предрасположены ли Вы к стрессу
Приложение 4. ЗАКОНЫ МЕРФИ




     Программа МINI-МВА

     Преподаватели



     Схема MINI-MBA




     Выдаваемый документ